АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕЛОКАЛИЗОВАННОГО РАЗРУШЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Анализ опыта эксплуатации отечественных и зарубежных самолетов с газотурбинными двигателями показывает, что имеются случаи нелокализованных разрушений маршевых двигателей. Некоторые из них привели к катастрофическим последствиям. Частота нелокализованных разрушений двигателей, находящихся в настоящее время в эксплуатации, составляет 2…7 разрушений на Ю6 ч наработки.

Нормы летной годности гражданских самолетов допускают возникновение катастрофической ситуации в целом по самолету не чаще, чем I случай на I О7 ч налета, для отдельных функциональных систем допускается I случай на І О8… I О9 ч налета.

Для удовлетворения этим требованиям возможно:

• ужесточение требований к проектированию и производству двигателей, исключающих вероятность их разрушения;

• установление защиты, исключающей разлет обломков двигателя за пределы его корпуса;

• проектирование функциональных систем и конструкции планера самолета с учетом обеспечения требуемого уровня отказобезопасности при возможных повреждениях, вызванных нелокализованными разрушениями двигателя.

Все эти способы используются разработчиками самолетов и двигателей при создании современной техники.

При анализе взаимного влияния ФО и оценке их последствий долж­но быть рассмотрено влияние нелокализованных разрушений двигателя на работоспособность других систем.

При анализе последствий разрушения двигателей должны быть рассмотрены:

• повреждение силовых элементов конструкции планера, гермокабины и поверхности планера (заметно снижаются летно-технические характеристики);

•повреждение агрегатов других систем. Особое внимание необходи­мо обратить на другие двигатели, управление самолетом, двигателями, элементами противопожарной защиты самолета;

• возможность образования течей в топливной системе, особенно в баках;

• оценена опасность пожара или взрыва, опасность изменения центровки из-за быстрого вытекания топлива при повреждении бака обломками разрушенного двигателя.

Модели разрушения двигателей и требования к возможным последствиям разрушения двигателей приведены в [1], а также в циркулярах к соответствующим пунктам норм.